Живи ярче  //  Свидания и Секс  //  Отцовство  //  Почему ребенок не начинает говорить?
Четверг Февраль 14, 2013
  • Зарегистрироваться

Новый Проект FFM

30
И 2012
PDF
Печать
Write e-mail

Ребенок не говоритНет таких родителей, которые бы с замиранием сердца не прислушивались к лепету своего ребенка, вот-вот ожидая услышать его первое слово. Не последнюю роль в этом сыграли и многочисленные предостережения врачей, заявлявших, что сегодня задержка речевого развития становится проблемой многих детей. Когда же взрослым нужно бить тревогу и до какого максимально допустимого возраста ждать?  

Психическое развитие детей можно разбить на несколько этапов, которые каждый проходит по-разному. Определенные нормы, конечно же, существуют, и на них, в основном, базируются выводы невропатологов и педиатров, оценивающих состояние и развитие ребенка. 

Так, «лепет» впервые появляется в речи малыша где-то в полгода и к году трансформируется в несколько слов. Но следует учитывать и влияние многочисленных факторов на развитие речи: как протекала беременность, как проходили роды, какого пола ребенок и даже какой образ жизни ведет семья. Как правило, мальчики чаще сталкиваются с речевыми проблемами и начинают говорить чуть позже девочек. Причина такой ситуации кроется в генетике. Кроме того, если кто-то из родителей, в свое время, поздно заговорил, есть вероятность, что и у ребенка, возможно, будет задержка речи. Но, все это не страшно, так как является вариантами нормы. 

Речь ребенкаРодители должны забеспокоиться и обратиться за консультацией к врачу, если к 1,5 годам у ребенка нет понимания простых слов (названий предметов, своего имени), а в 2 года он не пробует повторять слова. Тревожным сигналом является и неспособность малыша в 2,5 года строить фразы состоящие из двух слов и неумение в 3 года произносить простые предложения. 

За статистикой 2-4% детей имеют проблемы в речевом развитии. 

Специалисты рекомендуют не ждать до 2-3 лет и начинать заниматься с грудничками, 7-8 месячными, когда появляется понимание малышом, обращенной к нему речи. 

Раннее (1-1,5 лет) умение говорить правильно с использованием большого словарного запаса тоже может быть опасным. Нередко результатом этого явления становится срыв нервной системы. Такие дети должны больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и не перевозбуждаться. 

Причины задержки речи довольно разные. 

Первая и довольно распространенная - поражение слуха (малыш не откликается на имя, не говорит), требующее немедленного врачебного консультирования и лечения. 

Вторая, чаще наблюдаемая у недоношенных детей, - присущие конкретному организму особенности развития нервной системы. Для таких детей характерна как речевая, так и общая задержка развития. 

Третья причина - общее расстройство развития (легкая степень умственной отсталости или олигофрения) и, как следствие, - задержка речи

Четвертая - отсутствие мотивации. С этой проблемой сталкиваются семьи, в которых ребенок - центр вселенной, и все члены семьи выполняют 
любые прихоти ребенка по первому его взгляду или крику. Ему не надо прикладывать усилия, просить о чем нибудь, все и так все понимают. 

Речевое развитиеПятая причина - эмоциональная неудовлетворенность и отсутствие должного внимания со стороны родителей, то есть когда дети предоставленные сами себе. Как правило, заложниками такой ситуации становятся дети из неблагополучных семей. Но, попадая в нормальные условия, малыши быстро адаптируются и догоняют своих сверстников, начиная говорить в соответствии со своим возрастом, и быстро наверстывают упущенное. 

Шестая причина — психологические травмы. Например, раннее разлучение матери и ребенка (болезнь мамы или ребенка, требующая лечения в стационаре, вынужденная командировка мамы и пр.). Для маленького ребенка до года - это серьезный удар по психике и болезненное испытание. 

Подозревая задержку речи у ребенка, родители должны помнить о подобных вещах и обязательно сообщить врачу,что поможет ему установить правильный диагноз и выявить истинную причину задержки. 

Седьмая причина - недостаток личного общения. Часто мамы предпочитают усадить непоседливого малыша в манеж, или занять его внимание телевизором, имея возможность таким образом заниматься своими делами. Уставшие после работы отцы, также зачастую мечтают лишь о вкусном ужине и отдыхе на диване. Ребенку достаются лишь скупые односложные предложения. Как результат, у малыша нет примера для наследования, ему попросту не у кого учиться. 

Зря родители полагаются и на телевизор, как средство обучения. Исследования доказали, что ребенок должен видеть и слышать «живую» речь. В речевом процессе задействовано все тело как говорящего, так и слушающего, который повторяет точно такие же микродвижения на 40-50 миллисекунд позже. Происходит это неосознанно, и телодвижения не видны глазу. Вовлекаясь целиком в общение, малыш учиться говорить мысленно, на уровне сознания, подражая услышанным звукам: бульканье, агуканье, кряхтение. 

Произнесенному первому слову предшествует тренировка, длиною в год. За этот период малыш тренирует мышцы лица и тела, учится управлять всеми мускулами, задействованными в артикуляции, при этом ориентируясь на взрослых. А на звуки из телевизора или радио тело ребенка никак не реагирует. 

Как помочь малышу? 

Задержка речиЗная причину задержки, и, устранив ее, можно ребенку помочь. Если причина в дефиците общения - нужно больше разговаривать с малышом, петь с ним песни, разучивать стихи, читать книжки. Но здесь важно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые желания ребенка, всячески его развлекать. Лучше создавать ситуации, вынуждающие его что-то попросить. Нервничать и 
доводить ребенка до плача, требуя от него слишком многого, тоже не стоит. Важно помнить, чтопервые слова ребенку всегда даются с большим трудом

Кроме того, обязательно нужно показать ребенка врачу (невропатологу и отоларингологу). Потому, что только специалист определит заболевание и степень его тяжести, а также назначит необходимый курс лечения. Когда проблем со слухом нет, причины задержки выяснит невропатолог. Арсенал борьбы с задержкой речевого развития включает в себя как коррекционные занятия, так и применение различных ноотропных препаратов, положительно влияющих на головной мозг и улучшающих процесс обучения и память. 

К устранению задержки речи привлекают и логопедов, но большинство из них начинают работать с малышами с 3-4-х летнего возраста, а бороться с задержкой зачастую нужно гораздо раньше. 

Научные исследования доказали эффективность лечения задержек речи у детей с применением воздействия постоянного электрического тока небольшой величины на ткань головного мозга. Такое воздействие активизирует зоны головного мозга ребенка ответственные за речь. 

Но заниматься с детьми можно и нужно дополнительно и в домашних условиях. В первую очередь родители должны развивать мелкую моторику ребенка. Как известно, на развитие речевой области влияют импульсы от пальцев рук. Массажируя и тренируя детские пальчики, родители ускоряют процесс развития речи.Поэтому, уже с грудного возраста полезно делать легкий массаж ручек малыша. Всем известные с детства
игры
 «Сорока-белобока», «Ладушки» будут как нельзя кстати. Великолепной тренировкой станет и игра ребенка с мелкими предметами (пуговицами, камушками, орехами, фасолью и т.д.), но только под присмотром взрослых. 

Речевое развитиеИгра поможет и обучению различным словам. Можно приобрести в магазине или сделать самому набор картинок с изображением окружающих предметов. Важно, чтобы картинки были простыми и понятными ребенку, и в то же время яркими. Их нужно показывать несколько раз в день, называя изображенные предметы, а такжевоспроизводить, как лает собака, гудит машина. 

Через некоторое время можно начинать задавать простые вопросы: «Что это?» «Кто это?» «Как мяукает кошка?», «Как гудит машина», а затем рассказывать, что «Машина едет», «Девочка спит», «Мама моет посуду» и так далее. Нужно, чтобы ребенок слышал и видел, как родители это говорят, постепенно он начнет им подражать и со временем сам заговорит. 

Хорошим стимулом в успешном обучении будет похвала и мамино одобрение. 

В заключение важно сказать, что, не взирая на причины задержки речи малыша, родители должны помочь ему преодолеть все трудности. Как можно больше нужно разговаривать с малышом, читать ему книги, петь, потому что, чем больше ребенок будет погружаться в язык, тем быстрее и лучше он заговорит. Для того чтобы произнести слово, малыш должен его много раз услышать. А монологи родителей - это не пустая трата времени, а хороший фундамент будущей речи малыша, и рано или поздно ребенок обязательно заговорит.

Я папа.

Comments: