Живи ярче  //  Свидания и Секс  //  Отцовство  //  Особенности психологии детских игр
Четверг Февраль 14, 2013
  • Зарегистрироваться

Новый Проект FFM

30
И 2012
PDF
Печать
Write e-mail
Автор: Мужской Журнал FFM

 

Психология детских игрЧто такое игра? Почему дети любят играть? Мы наблюдаем за игрой детей ежедневно, играем с ними сами, но редко задумываемся над вопросом, в чем, собственно, состоит суть детской игры? Дети играют, потому что им это интересно, а игры исторически возникли как необходимость передачи детям знаний и опыта взрослых, т.е. обучением детей, подготовкой их к самостоятельной жизни.Детский мозг очень активно воспринимает информацию, поэтому именно в раннем возрасте у ребенка с помощью нужных игр легко сформировать навыки, которые пригодятся ему в жизни. 
На этом психологическом принципе были основаны игры наших бабушек и дедушек. С девочками играли в «дочки-матери», с мальчиками – в охотников и собирателей. Поэтому девочки, взрослея, умели готовить еду, воспитывать детей, вести хозяйство, а юноши – обеспечивать семью всем необходимым. Сейчас наша жизнь изменилась, отпала необходимость уметь делать то, что умели наши дедушки и бабушки. Нам на помощь пришли умные машины, роботы и высокие технологии. Изменились и игры, в которые играют наши дети. Ролевые игры ушли из жизни наших детей, забрав с собой кусочек их детства, а на их место пришли электронные игры, виртуальная реальность прочно поселилась в детских головах, вытеснив реальность осязаемую.

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. 
Януш Корчак

Ребенок и компьютерНа помощь родителям пришли два очень удобных, но в то же время очень коварных дяди: Дядя Компьютер и Дядя Телевизор. Они освободили нам массу свободного времени. Вопрос о пользе и вреде компьютерных игр неоднозначен, никому не придет в голову запретить использование ножей, потому что ими можно зарезать, ими ведь можно и просто отрезать… Однако, исследования ученых и психологов склоняются к отрицательному влиянию компьютерных игр на детскую психику, а точнее, вред приносит полная замена ролевых игр компьютерными. Детям свойственно подражать увиденному, поэтому с развитием компьютерных игр, фильмов-ужасов в сознании детей проявляется склонность к жестокости, насилию, алкоголизму, наркомании и проституции. Параллельно с этим, по исследованиям японских ученых, из-за постоянного общения с компьютером у детей происходит падение умственных способностей. Компьютерные игры способствуют развитию зрения и движения, но совершенно не стимулируют остальные участки головного мозга. За развитие памяти, эмоций отвечают лобные доли головного мозга, неразвитость которых делала злобным и агрессивным неандертальца. 

Дорогостоящие игрушки не заменят ролевых игрКомпьютерные игры приводят к деградации именно лобных долей головного мозга детей. Примерно то же действие оказывает на психику ребенка непрерывный просмотр телепередач. Ребенок не учится мыслить сам, его поведением управляют готовые штампы, прочно отложившиеся в сознании. Все слышали о недавнем случае угона семейного автомобиля шестилетним американским малышом – он опаздывал в школу и поэтому сам сел за руль автомобиля. Ребенок научился водить машину, играя в компьютерную игру с раннего детства. Он был точно уверен, что сможет вести автомобиль, это произошло на уровне его подсознания, вместе с тем естественная реакция любого другого ребенка - обратиться за помощью к взрослым, если он опаздывает, у этого мальчика отсутствовала. 

Прямо противоположное действие на психику и развитие умственных способностей ребенка оказывают ролевые игры. Игровая деятельность оказывает стимулирующее влияние на развитие всех психических процессов – выполняя различные роли, ребенок начинает мыслить представлениями и образами, видеть предмет с разных сторон. В игре развивается творческое воображение ребенка, ставя себя на место других персонажей, он учится вырабатывать собственную линию поведения. В процессе игры дети запоминают гораздо больше полезной информации, чем в любом другом случае - например, по прямому указанию взрослых. Современные дети практически не знают традиционных детских игр и не умеют в них играть. Задача родителей состоит в том, чтобы предоставить возможность развиваться ребенку гармонично, а значит, уделять часть своего времени на игры с ребенком. Ролевые детские игрыДля хорошей игры можно не приобретать дорогостоящих игрушек, игрушки - это тоже метод освобождения нашего, родительского времени. Если хорошенько осмотреться в собственной квартире, то любая комната с находящимися в ней обычными предметами может стать отличной игровой площадкой. Некоторые 
современные игрушки
 тоже имеют агрессивную направленность, позабыты старые мишки, лисички, зайчики, им на смену пришли воинственные трансформеры и военные машины. Конечно, невозможно полностью оградить ребенка от внешнего мира, телевизора, рекламы, нельзя не выпустить его во двор, но можно и нужно попытаться сделать его эмоционально устойчивым, а проще всего достичь этого в игре. В игре происходит столкновение умов, характеров, в игре одерживает верх наиболее ловкий и сообразительный, и от умения взрослых помочь организовать умную игру напрямую зависит ее польза. В одно мгновение комната может превратиться в море, диван - в необитаемый остров, а стул – в корабль, и вот уже Ваш ребенок спешит на помощь людям, которые остались на острове. Он обязательно их спасет, преодолев все сложности путешествия. Польза от такой игры состоит еще и в том, что с каждым следующим разом ребенок научится сам воображать ситуацию, распределять роли и определять правила игры. Если Вы научите ребенка играть в такие игры, т.е предоставите ему выбор, вряд ли он выберет компьютер и телевизор, которые есть в каждом доме.
 
Вот несколько старинных ролевых игр, который принесут удовольствие и вам, и Вашему малышу, и будут способствовать всестороннему его развитию.
 


1. Конструирование воздушного змея

Из картона или бумаги вырезаем шаблон, можно использовать обычную клеенку, на тонкие деревянные палочки натягиваем каркас, из длинной ленты или шнура изготавливаем хвост змея. Вместе с ребенком можно раскрасить его так, как захочется, вот где полный простор для развития воображения. Змей готов, теперь самое время отправится с детьми на открытое пространство, чтобы испытать, как он летает.



Ребенок в саду и огороде2. Приобщите ребенка к садовым работам

Если у вас есть свой участок или дача, можно предложить ребенку поиграть в садовников и посадить вместе с ним цветы или саженцы. Ребенку нужно объяснить, что теперь, посадив цветок, он отвечает за него, должен за ним ухаживать-поливать и хранить от сорняков. Цель такой игры-воспитать в ребенке чувство ответственности, научить ценить и гордиться результатами своего труда. Если участка нет – можно заняться разведением растений на балконе или в комнатном горшке. 



3. Волшебный мешочек

Игра очень увлекательна, рассчитана на то, что играть будет вся семья. Раньше в такие семейные игры играли долгими зимними вечерами. Нужно сшить специальный мешочек и сложить туда разные деревянные фигурки. Идеально, если они будут сделаны собственными руками вместе с детьми, но можно использовать и готовые. Фигурок одинаковой формы должно быть в мешочке по две. Ведущий достает из мешочка фигурку и показывает ее, а участники на ощупь должны вытащить фигурку такой же формы. Игра очень хорошо развивает мелкую моторику, операции сравнения, анализа и синтеза. Для маленьких детей нужно использовать фигурки покрупнее.



Игра в куклы4. Куклы

Когда не было не то что Барби, а вообще никаких кукол, для них выстругивали деревянные заготовки. Можно сделать такие заготовки не только из дерева, а скатать в валик ненужные лоскутки и обмотать их белой тканью. Суть игры - одеть куклу, придумать, кто она в жизни и нарисовать ей лицо. Лицо можно не только рисовать, но и вышить, используя бусинки и другие подручные материалы.Игра развивает внимание, усидчивость, творческое мышление.


Фото: Алексей Кривоносов
Источник: Я-папа

Comments: