Просить об одолжении - непростая задача. Хотя, с первого взгляда кажется, что это то же самое, что ехать автостопом- подними руку и жди. Однако есть принципиальная разница в том, что когда вы едете автостопом - машин бесконечно много, и если одна машина проехала- то другая обязательно остановится. В случае просьбы об одолжении мы имеем дело с одним конкретным человеком, упустить которого означает провалить задание.
Проблема заключается и в том, что люди не любят делать одолжения. В первую очередь потому, что одолжения означают «брось все свои дела, отдай мне свои вещи и позволь мне наслаждаться жизнью с помощью твоих лишений».
Достаточно ли вы смелы для того, что бы просить об этом?
Нравься всем
Главная и , пожалуй, единственная вещь, которую надо запомнить- то, что люди помогают тем, кого ценят и уважают. Как же сформировать «ауру дружелюбия»? Нет ничего проще.
Дело в том, что очень трудно будет отказать вам в оказании услуги, когда вы такой приятный человек и всегда такой весь из себя джентльмен. Откажете ли Вы учтивому человеку, который всегда открыт и только усиливает хорошее впечатление о себе?
Слова как пули
Слова имеют сокрушительную силу, когда вы просите об одолжении. Нет такого человека во всей Вселенной, который бы отреагировал положительно на просьбу « Эй, Вася, дай тачку на ночь! ».
Тонкость и изящество – ключи к успеху.
Нужно убедить человека, что это вы делаете ему одолжение. Ведите мягкий разговор. Добавьте немного «сахара» и плавно начинайте гнуть свою линию.
Например, вам нужна помощь друга на даче (скажем, побелить стену). Начните с того, что купите ему что-нибудь выпить. Просто по-дружески. Без задних мыслей. И только потом начинайте задавать свои вопросы. Причем вести себя нужно максимально естественно.
«Скажи, Василий, могу ли я тебя попросить об одной милости?». Это должно выглядеть так, как будто вам так же больно просить об услуге, как буд-то у вас камни из почек выходят.
«Конечно, не вопрос», - ответит Василий, даже не зная, что вы хотите у него попросить.
Однако, не выставляйте все как само собой разумеющееся. «Просто приближается лето, и жена мне уже всю плешь проела с этой стеной. Я просто знаю, что ты хорошо разбираешься в делах ремонта». Польстив парня, убьешь сразу двух зайцев. И заканчивай: «Да я уже половину работы сделал, просто подумал, что все пошло бы быстрее с еще одной парой рук. Я не хочу тебя напрягать, но я реально очень - очень сильно оценил бы помощь с твоей стороны».
Отказ – еще не конец
Если Вы устанавливаете график - у Василия появятся основания для отказа. Допустим, Вы говорите: «Приходи в субботу», а у него есть свои планы на субботу- отказ неминуем. Но, если Вы оставите этот вопрос открытым и не будете устанавливать сроки, то для него это не будет уже столь неудобно, поскольку он сам волен выбрать, когда Вам помочь. Конечно, случается и так, что Вы сами становитесь заложником сроков. В этой ситуации риск отказа возрастает и вы должны быть готов к нему.
Отказ нужно принять. Мы живем в свободном мире и в свободной стране, где каждый имеет право на «нет». И не следует обижаться на это. Вы не всегда будете знать настоящую причину, которая может оказаться весьма и весьма уважительной. Примите отказ с честью. Стисните зубы, поблагодарите человека и продолжайте двигаться дальше.
По ту сторону спектра
Хоть и вы не должны как-то платить за оказание услуги, однако, психологически должны быть готовы предложить что– то взамен. Это некая игра в «брать- отдавать», в которой, спрашивая об одолжении, ты должен быть готов к тому, что в скором времени (или не совсем скором) об одолжении попросят тебя. Поэтому Вы должны предложить свои услуги в том, в чем вы сильны, в начале разговора, что бы человек понимал, если он окажет услугу Вам сейчас- то в скором времени сможет попросить услугу у Вас взамен.
Не ведите счет.
Услуга услуге рознь и они не всегда равны. Если Василий попросит у Вас помощи в переезде в новую квартиру, а затем, через пол года, попросит у Вас Вашу машину для перевоза вещей на дачу – не отказывайте ему, мотивируя тем, что уже вернули долг. Будьте цивилизованным.
Самое страшное, что может случиться - это то, что у Вас появится привычка просить у всех об одолжении. Каждый из нас знает, такого человека, который вечно требует у всех помощи. Не будьте им. Вам не обязательно дожидаться того момента, когда у Вас появится возможность отплатить услугой за услугу и тут же просить о новой. Вам просто нужно стать таким человеком, который будет полезен тому, у кого Вы просите об одолжении.
И, наконец, помните, что вежливость и хорошие манеры являются основополагающими качествами в бизнесе. Чувство самодостаточности, безусловно, важно, но оно выстраивается в течение долгих лет. Оказывая людям услуги, Вы показываете себя с лучшей стороны. Кроме того, люди начинают себя считать обязанными Вам, и Вы всегда сможете попросить у них именно о том, что будет полезно именно Вам.
Comments: